Олег Липовецкий: «"Любимовка", "Ремарка", Театр.doc – это прежде всего люди»

На сайте фестиваля «Любимовка» можно не только ознакомиться с пьесами, но и посмотреть видео читок и обсуждений. На «Любимовке-2015» молодым драматургам очень повезло с режиссерами и актерами, готовившими читки. В пространстве Театра.doc присутствовала своя, зачастую профессиональная, публика. Организаторы и ведущие фестиваля – Михаил Дурненков и Евгений Казачков – создали творческую дружескую атмосферу, непринужденно, но при этом грамотно и четко организуя происходящее. Кроме собственно читок пьес в программе фестиваля были и лекции приглашенных профессионалов. В живом, даже игровом ключе прошла лекция Николы МакКартни из Глазго «Драматург минус театр» о роли драматурга в социальных проектах. Ну и, конечно, важная в первую очередь для театроведов и критиков лекция Павла Руднева «Драматург минус невинность». К сожалению, регламент фестиваля позволил только обозначить некоторые аспекты этой темы. Были подняты вопросы роли драматурга, исчезновения стиля, появления театра без событий. А также рассуждения о Чехове, об обратной перспективе Павла Флоренского и сновидческой структуре христианского мышления – восприятии с финала. Полностью с лекцией Павла Руднева можно ознакомиться на сайте фестиваля.
В день закрытия режиссер, ридер «Любимовки», художественный руководитель конкурса «Ремарка» Олег Липовецкий ответил на вопросы «Прописи». Беседовала Ольга Ковлакова.

Олег Липовецкий. Фото из архива фестиваля
Олег Липовецкий. Фото из архива фестиваля

Ольга Ковлакова. Были ли на «Любимовке-2015» пьесы, которые Вам хотелось бы поставить как режиссеру? И есть ли такие, которые хотелось бы увидеть как зрителю?

Олег Липовецкий. Ну, конечно, эта «Любимовка» богата на такие пьесы. Есть и те, и другие. Конкретно?... Давайте я отвечу обтекаемо, чтобы не обидеть никого из авторов: каждый, кто по-настоящему интересуется, может зайти на сайт «Любимовки». Там выложены все пьесы шорт-листа. А для себя я выделил явную тенденцию в этом году: это антиутопии, и они, каждая по-своему, прекрасны. Это то, что мне интересно. Каждую из этих пьес я бы попробовал поставить, если бы была такая возможность.

О.К. Вам интересна работа со словом или, в большей степени, визуальный ряд?

О.Л. Мне, как режиссёру драматического театра, интересно и необходимо работать и со словом, и с визуальным рядом. Другое дело, что форма работы и предпочтения у всех разные. Я, например, восхищён тем, как работают с текстами Пряжко и Волкострелов. Я так не могу. Да и не хочу – это другой театр. Я люблю яркую театральную форму, которая, конечно, должна быть наполнена подробным существованием. А увидеть было бы интересно любую из пьес «Любимовки 2015», потому что они написаны (что не всегда бывает) не для читателя, а именно для зрителя. Для театра.

О.К. Можно ли выделить какие-то тематические тенденции?

О.Л. Ну вот, сегодня в 7 утра после «психоночи» мы об этом говорили. На этой «Любимовке» я обратил внимание, что в большинстве пьес, написанных молодыми драматургами, герои не имеют четко выраженной цели даже в небольшом приближении. Понятно, что это экзистенциальный вопрос. Они не могут понять, куда им двигаться. В этом выражается общий кризис. Для меня, на этом фоне, стала всплеском пьеса «АнтиКафе» Славы Дурненкова. У героя пьесы отец – ученый, который положил жизнь на то, чтобы узнать, откуда берется сон. Но там другая проблема – у него есть цель, но он не знает, зачем это делает, кому это нужно. 

О.К. А бывали ли в шорт-листе пьесы, рассчитанные на большую сцену?

О.Л. Это проблема... Кроме «Пьяных» Ивана Вырыпаева за последнее время, наверное, ничего не могу вспомнить. Думаю, что зрителем востребована камерная сцена. В сегодняшнем обществе, когда, как мне кажется, человек окружен массовой унифицированной культурой, он любыми путями стремится к индивидуальности. Молодые любят камерные сцены – это ведь другая атмосфера, ты чувствуешь, что театр говорит именно с тобой. 

Ю. Квятковский, Д. Брусникин, О. Липовецкий. Фото из архива фестиваля
Ю. Квятковский, Д. Брусникин, О. Липовецкий. Фото из архива фестиваля

О.К. На Ваш взгляд, есть ли разница в драматургических текстах, востребованных в Москве и провинции?

О.Л. Все дело во времени, которое проходит после написания пьесы. Как много из того, что было придумано фантастами, стало реальностью! Многие произведения искусства считались гиперавангардом – теперь они воспринимаются буднично. Все расходится от центра – меняется мировоззрение, мода. Например, хипстеры в России сначала появились в Москве, а потом в Петербурге и дальше. Пока в городе не появились хипстеры, пьеса о них не может быть интересна. Этот пример распространяется и на другие темы. Некоторые пьесы сразу идут и в столицах, и в регионах, другим нужно время. 

О.К. Вы отслеживаете какие-то центры, где новая драматургия чаще реализуется?

О.Л. Это всем известные центры – кроме Москвы и Питера, Екатеринбург, например.

О.К. А не наметились ли какие-то новые малоизвестные регионы, в которых востребована молодая драматургия?

О.Л. Такие центры возникают периодически, и это возникновение связано чаще всего с личностью, которая руководит театром в городе. Например, город Прокопьевск, когда Марат Гацалов руководил там театром. Там, кстати, была поставлена пьеса Славы Дурненкова, и спектакль получил «Золотую маску». Город был совершенно не подготовлен к новой драме, но художник, который пришел руководить театром, состоялся как режиссер именно в новой драме. Он «заточил» за пару-тройку лет свой театр под новую драму, и у него появился свой зритель на малой сцене. Любая пьеса, даже самая интеллектуальная, найдет своего зрителя.  Многие постановки убиваются «советской» работой распространителей, не задумывающихся о целевой аудитории. Они продают билеты, просто чтобы заполнить зал, не используя никаких технологий для привлечения именно нужного этому спектаклю зрителя. В итоге это работает и против театра, и против артистов. Довольно быстро весь город будет настроен негативно, потому что первые зрители не поняли и не приняли. А если бы изначально пришли другие люди, то спектакль бы развивался и жил. И я видел, как умирали прекрасные спектакли, потому что их не хотели продавать администраторы театра. На автора, на пьесу идут люди, а новая драматургия? Особенно, если это молодой автор... Зачем рисковать, даже с точки зрения кассы? Даёшь «Номер 13»! 

О.К. Каковы различия «Ремарки» и «Любимовки»?

О.Л. Две силы. Одна – центростремительная, а другая – центробежная. На «Любимовке» авторы и пьесы собираются в самом центре (и новой драмы, и страны). Задача здесь – найти пьесу, которая получит путевку в жизнь, станет самостоятельной. На «Ремарке» мы стараемся, наоборот, запустить новую драму подальше от центра, меняем локации финала конкурса каждый год. Каждый год конкурс проводится в новом городе. У «Ремарки» два шорт-листа. Первый – шорт-лист региона, в котором проводится финал, например, если это  Вологда, то, значит, для Северо-Запада. Второй шорт-лист – весь мир. Получается, что местные авторы могут участвовать в двух номинациях. К ним дополнительное пристальное внимание.
На «Любимовке» режиссеры собирают артистов, так что в читке участвуют актеры разных театров, а «Ремарка» работает с постоянными труппами, стараясь задействовать максимальное количество театров города, в котором проходит финал конкурса. И когда режиссер сам делает читку, и она удается, то он оставляет пьесу, уже дорабатывая ее для постановки в своем театре.

ваы
"Психоночь". Читки пьес О.Колосова, В. Зуева, О. Мацюпа, Е. Скирды, Л. Тимошенко в постановке В. Тыщука

В «Ремарке» есть жюри, есть победители.
Мы не соревнуемся с «Любимовкой». Мало того – мы сотрудничаем.
«Любимовка» заслуженно занимает очень важное, центральное  место в театральной жизни, как и Театр.doc.  Театр.doc – это место силы. В 90-е, когда в России все занимались выживанием, этот театр формировал будущее российского театра и продолжает формировать. Это видно и по тем актерам и режиссерам, которые здесь работают, и их не зажимают, боясь конкуренции, не пытаются затормозить их рост, наоборот, ищут и помогают  расти. Театр выпускает в свет актеров, драматургов, пьесы, отсюда выходит постоянный поток новых театральных имен. Закрыть его невозможно, потому что невозможно закрыть человека, а «Любимовка», «Ремарка», Театр.doc – это прежде всего люди. Как бы ни ограничивали наши возможности, мы верим, что будем жить и развиваться! 

сентябрь 2015